Растим маленького гражданина

Кансультацыя для бацькоў "Тата, мама, давайце гуляць па-беларуску!"

Часцей за ўсе бывае так, дзіця ідзе ў першы клас, а не толькі не ведае беларускай мовы, але, нават, ніколі і не чула яе меладычнасці і чысціні. Бацькі з жахам садзяцца з сынам, або з дачкой рабіць дамашнюю работу па-беларускай мове і адчуваюць, што ахапіць неахопнае адразу не атрымліваецца. Згублены нейкі перыяд часу, калі можна было далучаць дзіця да роднай мовы яшчэ з маленства. Што рабіць? Плаціць грошы рэпетытарам, альбо ёсць іншы варыянт рашэння праблемы? Прапануем маладым бацькам некалькі парад паступовага знаёмства дзяцей дашкольнага ўзросту з роднай мовай.

         Па-першае, калі ваша дзіця наведвае дашкольную установу, то вы павінны ведаць, што існуюць заняткі на беларускай мове ў групах сярэдняга і старэйшага ўзросту. На іх рэалізуюцца задачы раздзела “Развіццё маўлення ” вучэбнай праграммы дашкольнай адукацыі. Назначаецца адзіны дзень маўлення па-беларуску, калі з раніцы і да вечара дзеці чуюць беларускую мову ў садку і самі спрабуюць на ёй размаўляць.  Акрамя таго, праводзяцца фальклорныя святы, напрыклад  “Свята ураджаю”, “Калядкі”, “Сустракаем вясну” і іншыя, на якіх дашкольнікаў знаёмяць з культурай беларускага народу, яго мовай, традыцыямі, абрадамі, рамёсламі. На гэтыя святы заўсёды запрашаюцца бацькі. Вось вам і першая ступень адукацыі маленькіх беларусаў.

         А далей бацькам трэба развіваць дзіця самастойна ў сям’і. З чаго пачаць? Пачніце з калыханак, чытання кніжак-малютак, прывітання на роднай мове.

          Затым звярніцеся да збораў ў садок у гульневай форме. “А давай апранацца па-беларуску!” – прапануйце малышу. І называйце яго адзенне: шкарпэткі, насоўка, кішэнька, каўнерык, гузікі, боцікі і г.д. Праз некалькі дзён ваша дзіця без памылак будзе знаходзіць адпаведную рэч, а потым і само назаве яе па-беларуску.

         На кухне няхай маці пазаве дачушку гатаваць ежу па-беларуску. Назвы садавіны, гародніны, электрапрыбораў дзеці запомняць хутка і з задавальненнем будуць ужываць іх у размове з іншымі людзьмі. Тым часам тата, займаючыся рамонтам кватэры, разам з сынам разбіраюцца, якія патрэбны цвікі, гаечныя ключы, дошкі, шпалеры і іншае.

         Ідучы па вуліцы з маленькім грамадзянінам Беларусі, раскажыце яму аб помніках архітэктуры вашай вёскі, назавіце па-беларуску назвы крамаў, транспарту, дрэвы ў парку, хатніх і дзікіх жывёл. Не трэба навязваць малышу размову, калі ён змарыўся, хоча адпачыць або пагуляць. Рухайцеся паступова, але ўпарта і тады, калі ваша дзіця пойдзе у школу, вы ўбачыце, што нездарма бавілі  з ім час, далучаючы яго да роднай мовы.

         Лічыце, гэта займае шмат часу, ці патрабуе дадатковых ведаў? Не? Тады, не адкладаючы, бярэмся за работу і добрых вам з дзіцем гульняў па-беларуску.

свернуть

Проблемы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, - от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

     Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Воспитать - значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать - значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств.

Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.

Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский, “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”.

Да, к сожалению семья часто и «отравляет» дух ребенка.

Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, иметь добрые человеческие проявления. Чтобы поступки личности соответствовали нормам человеческого общества, тем общечеловеческим нравственно-духовным положениям, определяющим нравственное поведение и поведение, ушедшее за границы нравственности, необходимо, чтобы эти общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности.

Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного

Со времен Платона и до наших дней мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги утверждали, что семья оказывает огромное влияние на психологическое становление детей, несет величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Ведь о детях необходимо знать, заботиться, защищать, воспитывать их; в этом и заключается истинное милосердие к детям и родительский долг.

Русский педагог, врач, специалист в области изучения детского характера П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка в семье.

  1. Если родители не обращают внимание на детей, унижают их, игнорируют их потребности, не считаются с ними, не прикладывают ни малейших усилий к их воспитанию и обучению, то в таких семьях дети вырастают лицемерными и лживыми, у них часто наблюдаются невысокий интеллект или задержки умственного и нравственного развития.
  2. Если родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства, то дети вырастут эгоистичными, поверхностными. Позиция чрезмерного восхищения может сформировать у ребенка при полном отсутствии самобытности излишнюю самоуверенность, высокое мнение о своей личности.
  3. В тех же семьях, где царят покой и счастье, где отношения между родителями гармоничны, строятся на основе искренней любви и уважения, дети, достигнув зрелости, отличаются добросердечием и глубиной мышления. Они постоянно стремятся к учению, к овладению знаниями.
  4. Когда родители постоянно недовольны ребенком, критикуют и порицают его, считают во всем виноватым, ребенок в ответ на такое отношение начинает совершать дерзкие поступки, проявлять непослушание. В глубине его сердца всегда живет гнев и обида, он растет раздражительным, эмоционально неустойчивым.
  5. Если родители чрезмерно балуют и оберегают ребенка, удовлетворяют каждую прихоть, обращаются как с младенцем, не считаясь с его возрастом, препятствуют самостоятельности (например, не дают ему самому даже надевать ботинки), то они тем самым ограничивают всю его активность. Дети растут ленивыми, социально незрелыми, не способными взглянуть в лицо реальной жизни.
  6. Если финансовые трудности не влияют на позицию родителей по отношению к детям, на проявление их любви, то дети вырастают трудолюбивыми, эмоционально спокойными, скромными. Но когда низкий уровень жизни отражается на семейном климате и из дома уходят любовь, родительская доброта, дети чувствуют себя несчастными, заброшенными, на будущее они смотрят пессимистически, с чувством разочарования и горя.

Психологическое развитие детей, нравственное становление, образцы поведения, социальные установки, контакты, принципы - все это базируется на структуре семейных отношений. Благосостояние общества, его прогресс или застой зависит от той позиции, которую занимают отцы и матери, от их слов, действий, заботы и внимания.

Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек - творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно.

Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

Список литературы:

  1. П.М. Якобсон “Почему надо воспитывать чувства детей”.: М.“Просвещение”, 1964.:
  2. В.Г. Нечаев и Т.А. Маркова “Нравственное воспитание в детском саду” М.: “Просвещение” 1984.
  3. Л.Ф. Островская “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника”, М.: “Просвещение” 1987.
  4. В.А. Сухомлинский “О воспитании”, М.: “Политическая литература”, 1975.
  5. Зденек Матейчек “Родители и дети”, М.: “Просвещение”, 1992.
свернуть

Формирование основ патриотических чувств у детей дошкольного возраста

       «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины» - эти слова В.А.Сухомлинского можно считать лейтмотивом работы наших педагогов.

    Дошкольный возраст, один из важнейших периодов становления личности ребенка, именно в этом возрасте закладываются основные черты характера человека, формируются первичные впечатления о родном крае, морально-патриотические чувства. Поэтому перед нами стоит ряд задач:

  1. Формирование гражданственности и национального самосознания, патриотических чувств, нравственной культуры.
  2. Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

   Начинаем, конечно, с формирования семейных ценностей, знакомства с историческими, культурными, национальными достояниями своей малой родины, Республики.

      По Указу Президента Республики Беларусь №247 от 20 июня 2018 года, в целях формирования активной гражданской позиции, сохранения историко-культурного и духовного наследия 2018-2020 годы объявлены Годом малой родины. Этому было посвящено множество образовательных мероприятий, которые прошли в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников: создание картотеки  дидактических игр о родном городе, организация выставки «Буся, які жыве на Беларуі!», конкурс рисунков «Родной земли многоголосье», тематическое мероприятие «Символы Малой родины», виртуальное путешествие в деревенский дом «У  госці да бабулі», проведение народных праздников «Калядкі», «Гуканне вясны» и др.

    Особенно запоминающе прошёл районный конкурс «Маленький блогер». В ходе его проведения наши воспитанники вместе со взрослыми создали видеоролики по теме: «Родной свой край люби и знай», в которых увлекательно рассказали о своей улице, городе, деревне, их истории, примечательных местах, выдающихся людях. Примечательно, что наши коллеги из города Тихвина Ленинградской области Российской Федерации поддержали такую инициативу. В результате посредством конкурса мы лучше узнали историю и достопримечательности г.Дзержинска и г.Тихвина. Но это не единственное совместное мероприятие между нашими городами. В рамках темы патриотического воспитания был проведён международный фестиваль «Калейдоскоп проектов», где педагоги дошкольного образования г. Дзержинска и г. Тихвина представляли свои лучшие образовательные проекты. Это оказалось очень интересно в рамках профессионального общения.

      2020 год – особенный год, год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война стала одной из самых значимых страниц в истории Беларуси. Небывалая по своим масштабам и ожесточенности битва советского народа против немецко-фашистских захватчиков обернулась для людей тяжелейшим испытанием. 26 июня 1941 года солдаты 108-й дивизии генерала А.И. Мавричева вступили в бой возле Дзержинска с 18-й танковой дивизией гитлеровцев. В течение четырех дней происходили столкновения с противником. Советским солдатам активно помогали жители Дзержинска, колхозники окрестных деревень. Они возводили укрепления, копали траншеи, подвозили боеприпасы, питание, оказывали помощь раненым. Несмотря на сопротивление, 28 июня немецко-фашистские захватчики оккупировали город Дзержинск. На захваченной территории немецкие фашисты установили жестокий оккупационный режим. 7 ноября 1941 года гитлеровцы уничтожили в Дзержинске около 2 тысяч граждан. Однако белорусский народ не желал покориться оккупантам и достойно выдержал этот удар, отстояв перед врагом свое право на жизнь. Захватчикам пришлось столкнуться со всевозможными формами сопротивления — партизанским движением, подпольной борьбой. Деятельность дзержинских подпольщиков была высоко отмечена, за мужество и героизм, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, более 60 членов Дзержинской подпольной патриотической организации были отмечены орденами и медалями. На центральной площади был установлен мемориальный знак в честь освобождения города. 

      В канун праздника Победы в Дзержинском районе реализуется проект «Повесть о ветеранах», в процессе которого школьники вместе с дошкольниками записывают видеовоспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Одним из участников Великой Отечественной войны была и воспитатель нашего дошкольного учреждения Миранович Виктория Болеславовна. Хотя уже Виктории Болеславовны нет с нами, но память о ней до сих пор живёт. В 16 с половиной лет она попала в партизанский отряд, распространяла листовки, проводила агитацию, снабжала партизан медикаментами, собирала сведения о численности врага. Она часто рассказывала воспитанникам, коллективам, как сражалась за свою Родину и не скрывала, что «было страшно, но чувство выполненного долга, чувство ответственности преобладало над чувством страха». Работа в детском саду приносила ей большое удовольствие, глядя на воспитанников Виктория Болеславовна радовалась их счастливому детству, старалась научить их любить свою Родину, свой край, дать ответы на все их детские вопросы. О ней было снято несколько видеороликов, напечатано в республиканском научно-методическом журнале «Пралеска», районном информационно – методическом журнале «Детский сад от А до Я», Виктория Болеславовна часто приходила на встречи с воспитанниками и педагогами.

      Мы продолжаем по частичкам собирать памятные материалы. С начала учебного года педагоги работали с каждой семьей воспитанника, собирали материал, фотографии, рассказы об участниках Великой Отечественной войны в рамках педагогического проекта «Этот День Победы…». Цель проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о Победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне. Задачи проекта: формирование элементарных знаний о подвиге народа, воспитание уважения и сопереживания к ветеранам Великой Отечественной войны, развитие чувства гордости за свой народ, своих близких. В рамках мероприятий проекта познавательно прошла выставка детских рисунков на тему: «Помни и гордись», творческих работ «Парад военной техники», фотовыставка «Память из семейного альбома», заучивание с воспитанниками пословиц о храбрости и смелости героев-солдат, прослушивание песен о Родине, просмотр кинофильмов, отражающих героические события Великой Отечественной войны, рассматривание иллюстраций на тему: «О родах войск в Великую Отечественную войну». С большим интересом проведена акция «Галерея памяти» - коллективные и индивидуальные стенгазеты о ветеранах, родственниках семей воспитанников. С детьми старшего и  среднего дошкольного возраста проведены тематические занятия на тему: «Их подвиг в сердце мы храним», беседы: «Лучше нет родного края», «О воине-солдате», «О городах героях», «Дети войны», «Что должен знать будущий солдат», «Славный День Победы», «Награды Родины». Вместе с родителями воспитанники посетили музей Великой Отечественной войны в г.Минске. Полезной оказалась и экскурсия в школьный музей гимназии г.Дзержинска.

   Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если он сам не будет вовлечен в процесс. «В воспитании все должно основываться на личности взрослого»,-писал К.Д.Ушинский,- Никакие Уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, не может заменить личности в деле воспитания». Поэтому на протяжении учебного года уделялось большое внимание и работе с педагогами дошкольного учреждения. Вместе они изготавливали дидактические игры патриотического содержания, лэпбуки, составили каталог художественной литературы (рассказы, стихи, пословицы о войне, военных, о мире), медиатеку песен военных лет. Были проведены консультации для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым Беларуси». В преддверии праздника «Дня защитника Отечества» в учреждении дошкольного образования прошли спортивно-развлекательные мероприятия с участием пап, где они вместе с детьми весело и задорно соревновались между собой. Также в рамках Дня Защитника Отечества была организована встреча с военнослужащим войсковой части 1463, который познакомил детей с военным обмундированием, атрибутами, рассказал о гордом звании «Защитник Родины», почему нужно проходить воинскую службу, как проходит обычный день в войсковой части, о видах воинских подразделений войск Республики Беларусь. Воспитанники учреждения дошкольного образования были под огромным впечатлением от встречи. Такие тематические праздники и досуги совместно с родителями воспитанников являются одним из важнейших условий нравственного патриотического воспитания ребёнка. Ведь первостепенную роль в воспитании у ребенка нравственно-патриотических чувств играют родители, которые своим примером должны показать ребенку, что такое чувство гордости за свою Родину, свою семью. Все мероприятия и информация размещены на сайте учреждения в рубрике: «Память сердца».

   Но это ещё не всё. Впереди у нас запланированы тематические недели «Расскажите детям о войне», выставка «Открытка ветерану», конкурс чтецов на тему: «Мы о войне стихами говорим». Участие воспитанников в конкурсе «Маленький блогер» (видеоролик «Победный май!», посвящённый Великой Отечественной войне). В День Победы воспитанники совместно с родителями будут вручать жителям г. Дзержинска праздничные открытки, изготовленные своими руками. Также в нашем дошкольном учреждении будет проведена акция «Аллея Памяти», в рамках которой будут высажены саженцы деревьев, как символ всепобеждающей жизни и дань памяти павшим за нашу жизнь, свободу и независимость воинам, в которой примут участие воспитанники со своими родителями. В мае запланированы семейные выходные в музее под открытым небом в д.Станьково Дзержинского района «Партизанский лагерь».

     Таким образом, планомерная работа наших педагогов с семьями воспитанников способствует воспитанию будущих патриотов, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

 

 

 

свернуть