Полезная информация

Оплата за питание

Оплата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования:

взимается в размере 100  процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

не взимается:

- с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;

- с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).

снижается на 50 процентов для семей:

- для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

- для опекунов, приемных родителей, родителей -воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).“;

снижается на 30 процентов

- для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Оплата питания детей в дошкольных учреждениях осуществляется родителями (законными представителями) ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца.

Родители (законные представители), имеющие право на освобождение от платы за питание детей либо ее снижение, подают в дошкольное учреждение следующие документы:

  •  заявление;
  •  удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;
  • справку о том, что гражданин является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • удостоверение на право представления интересов подопечного – для опекунов, приемных родителей, родителей -воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).“

Ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для освобождения от платы за питание детей либо ее снижения, несут родители (законные представители).

Если достоверность представленных документов вызывает сомнение, руководитель дошкольного учреждения вправе направить соответствующий запрос в организации, выдавшие эти документы.

Освобождение от платы за питание детей или ее снижение осуществляется на основании приказа руководителя дошкольного учреждения.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

На 01.06.2023 стоимость питания за 1 день пребывания ребенка в учреждении дошкольного образования составляет:

1,5 - 2 года: 3 руб.59 коп.

3 - 6 лет: 4 руб.71 коп.

(постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 июля 2022 года №458 "Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 года №317")

свернуть

Правильная организация питания, как средство формирования здоровья детей

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе. Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте.

Большинство детей посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.

В Беларуси существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях.

(Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» глава 11. «Требования к организации питания воспитанников учреждения дошкольного образования», выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 40. «Обеспечение питанием»).

Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:

  1. Формирование представлений о:

значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов.

роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.

полезности различных продуктов и блюд.

  1. Воспитание культуры поведения за столом.
  2. Соблюдение гигиенических требований.

Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из- за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место.

Чего не следует допускать во время еды

◊Громких разговоров и звучания музыки.

◊Понуканий, поторапливания ребенка.

◊Насильного кормления или докармливания.

◊Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

◊Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд.

После окончания еды малыша нужно научить полоскать рот.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Группа раннего возраста

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционированный хлеб в хлебнице.

Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач:

-знакомим с правилами поведения за столом,

-развиваем мускулатуру рук, особенно кисти,

-«настраиваем» организм на еду,

-побуждаем малыша к аккуратности.

Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица.

Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать.

II младшая группа

Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают. Знают:

-наименования и назначение основных столовых приборов, блюд;

-элементы сервировки стола;

-отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок), --что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)

Умеют:

-пользоваться ложками и вилкой;

-пить из чашки, есть с тарелок;

-откусывать, жевать;

-пользоваться салфеткой;

-прилагать старания, чтобы быть аккуратными.

Но детям ещё трудно:

-не набирать в рот много пищи;

-не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи;

-пользоваться ножом;

-спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;

-есть всё по порядку;

-самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все -требуемые процедуры.

К четырём годам ребёнок может:

-сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу;

-пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;

-есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;

-ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики ---от конфет, использованные салфетки, столовые приборы;

-правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно -глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);

-хорошо полоскать рот после еды;

-помогать взрослому в уборке посуды со стола;

-садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь;

-если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, -справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;

-перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.

Помните!

Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

Не забывайте!

Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.

Не фиксируйте!

Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

Средняя группа

У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде: его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т.д.; он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания:

-постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т.д.;

-ребёнка нельзя заставлять есть. Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть;

-комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;

-по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.

Старшая группа

Стол накрывают индивидуальными хлопчатобумажными салфетками. Посуда соответствует возрасту, она одинакова по форме и рисунку. Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать: вилка находиться с левой стороны в том случае, если есть нож, если ножа нет вилка - справа. Нарезанный хлеб выкладывают в хлебницы, которые ставят на каждый стол. Бумажные салфетки, в салфетницах, расставляют на столы. Если на третье подается компот, то его подают в чашках с блюдцами и чайными ложечками.

Сервировка.

  • Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
  • Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.
  • Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.
  • Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!
  • Всегда на столах имеются салфетки.
  • Соблюдается последовательность сервировки.

Правила поведения за столом

  • Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".
  • Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку
  • Правильно держат ложку.
  • Умеют пользоваться ножом.
  • Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
  • Не едят с целого куска.
  • Не выбирают кусок на тарелке.
  • Рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.
  • Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
  • Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
  • При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
  • Не запрокидывают голову во время питья компота.
  • Не наклоняются низко над тарелкой.
  • Пережевывают пищу с закрытым ртом.
  • Не чавкают.
  • Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.
  • Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.
  • Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.
  • Благодарят после еды и убирают посуду.
  • При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик.

Список литературы:

  • Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
  • Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте
  • http://www.moi-dru/konsultac621.html. ..
  • Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста . – М. : Фолиант, 2009. – 272 с.
свернуть

Особенности организации питания в детском саду

Питание воспитанников в учреждениях дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных технологами территориального органа управления образованием и утвержденных руководителем учреждения дошкольного образования.

Меню составляются отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3 до 7 лет.

Примерные двухнедельные рационы (перспективные меню) разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей, установленных Санитарными нормами и правилами к потреблению пищевых веществ и энергии для различных групп населения Республики Беларусь с учетом:

норм питания;

сезонности (они существуют в 2 вариантах: лето-осень, зима-весна);

рекомендуемого объема (массы) блюд, утвержденных в установленном порядке сборников рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста.

При разработке примерных двухнедельных и дневных рационов учитываются основные требования и принципы детской диететики:

прием пищи в течение дня организуется через каждые 3,5 - 4 часа;

распределение калорийности суточного рациона по отдельным приемам пищи при 4-разовом питании (12-часовой режим пребывания) составляет на завтрак – 20 - 25% от общей калорийности суточного рациона, обед – 30 - 35%, полдник – 10 - 15%, ужин – 20 - 25%, домашний ужин – 15%;

питание воспитанников щадящее по химическому составу: не используются острые приправы (хрен, перец, горчица, уксус и пищевые продукты с их использованием), соки и напитки в виде сухих концентратов;

питание щадящее по способам приготовления и предусматривает преимущественно варение, тушение, приготовление на пару, а также запекание;

в рационы не включаются одноименные блюда и гарниры в течение одного дня, а также в течение двух дней подряд;

колбасы и сосиски вареные используются высшего и первого сортов и не чаще 1 - 2 раза в неделю;

используется нежирное мясо: говядина первой категории (мякоть лопатки или тазобедренной части) или телятина, свинина мясная, цыплята-бройлеры, куры или индейка потрошеные первого сорта (мякоть);

для приготовления блюд используется йодированная соль;

такие пищевые продукты, как молоко и кисломолочные напитки, масло растительное и коровье, сахар, мясо (птица), хлеб, крупа, овощи, свежие фрукты или соки (нектары) входят в рацион ежедневно (с отклонением +/-10% от установленных норм питания), другие пищевые продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) - 2 - 3 раза в неделю. При этом установленные нормы питания по итогам месяца должны быть выполнены, отклонения допускаются на +/-10% при условии соблюдения норм потребления пищевых веществ и энергии для детей;

пища готовится на каждый прием пищи, не ранее, чем за 2 часа до подачи в группы.

В меню-раскладках перечисляются все блюда дневного рациона, указан их теоретический выход и расход продуктов, используемых для приготовления каждого блюда. При этом указывается расход продукта на одного ребенка и на всех присутствующих детей. Меню-раскладка составляется на следующий день по количеству присутствующих на сегодняшний день с учетом прогноза посещаемости. При изменении количества присутствующих детей в 8.00 следующего дня на 3 и более детей производится перерасчет расхода продуктов. Именно с этим связана наша настоятельная просьба не опаздывать, предупреждать воспитателя об опоздании; если по какой-то причине планируется отсутствие ребенка в саду-тоже желательно предупредить воспитателя. Отсутствие своевременной точной информации о количестве детей задерживает выдачу продуктов на пищеблоке, а соответственно и завтрак, который у детей по расписанию в 8.30

Еще один актуальный вопрос: кормить ли ребенка вечером после сада и чем? Подход должен быть индивидуальным, но напомню, что питание в детском саду покрывает примерно 85% дневного рациона. На ужин желательно давать продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду в течение дня. В выходные и праздничные дни его питание целесообразно строить, ориентируясь на принципы детской диететики, перечисленные выше. Особенно важно не перекармливать детей. Утром до отправления в детский сад ребенка желательно не кормить и тем более не баловать сладостями. В противном случае ваш ребенок проигнорирует завтраки в результате останется голодным до обеда.

И самое главное, помните, что все привычки и пристрастия, в том числе и пищевые, формируются в детстве, и для того, чтобы их изменить, может понадобиться не только фантастическая сила воли, но и вся оставшаяся жизнь.

Кушайте на здоровье!

свернуть

О правильном питании и пользе витаминов

Правила поведения за столом

О сервировке стола и подаче блюд

Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

            Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.

            Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.

            Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде.  Любой прием пищи начинать с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.

            Первое и второе блюдо каждому ребенку необходимо раздавать персонально. Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.

            Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит и т.д.; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.

 

Источник: Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РБ 25.04.2000. Раздел 4 «Выдача готовой пищи».

свернуть

Основы здорового питания

  • Здоровое питание… Что входит в это понятие? Два основных требования: сбалансированность и рациональность.
  • Питание должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4. 
  • Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности.

  • Первый этаж пирамиды: хлебопродукты и картофель.
  • Это самая многочисленная по дневным порциям группа продуктов. Половину продуктов этой группы следует употребить в виде ржаного хлеба (100–150 г), четверть в виде картофеля (100–150 г) и четверть в виде других хлебопродуктов, таких как каши из зерновых, рис, макароны, гречка и т. д.
  • Второй этаж: фрукты-овощи и ягоды.
  • По количеству содержащихся в них волокнистых веществ фрукты и овощи стоят на втором месте после хлебобулочных изделий. В день желательно съедать не менее 5 порций фруктов и овощей: две порции фруктов и три порции овощей. Одна порция – это около 100 г свежих, вареных или тушеных фруктов или овощей в качестве самостоятельного блюда или в составе другого блюда.  При таком количестве вероятно, что организм получит необходимое количество витаминов и минеральных веществ, а также фитоактивных веществ. Чем разнообразнее и разноцветнее фрукты и овощи, тем лучше. Предпочтение следует отдавать неконсервированным фруктам и овощам. В качестве одной порции в день можно выпить 150–200 г сока или нектара. Следует помнить и то, что в соответствии с диетологическими рекомендациями в группу фруктов и овощей не входят картофель и соковые напитки. И хотя один кусок или столовая ложка фруктов и овощей – это еще не порция, это в любом случае лучше, чем ничего.
  • Третий этаж: белковая пища - молоко и молочные продукты, мясо–рыба–курица–яйцо.
  • Среди молочных продуктов предпочтение следует отдавать изделиям с низким содержанием жира. Ежедневно следует употреблять около двух стаканов жидких молочных продуктов, кроме этого еще йогурт, творог или домашний сыр, реже – сметану или сливки. Желательно избегать употребления продуктов, содержащих гидрогенизированные растительные жиры, таких как растительные аналоги сметаны и сыра.  Из пищевой группы мясо–рыба–курица–яйцо следует предпочитать рыбу, нежирное мясо и нежирные мясные продукты. А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мясо в них не так много, а вот жира, калорий, пищевых добавок - предостаточно! Их логичнее переместить на следующую ступеньку пирамиды. Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (мороженое, сыры, жирные соусы, майонез). Как молочных, так и мясных продуктов следует потребить 2-3 порций в день. 
  • Четвертый этаж:добавляемые пищевые жиры, орехи и семена.
  • Этот этаж показывает, что с потреблением жиров надо быть осторожным. Среди добавляемых пищевых жиров следует увеличить употребление растительного масла и избегать потребления твердых маргаринов, а также майонезов. В день желательно есть 3-4 порции добавляемых жиров, орехов или семян. 1 порция – это около 1 чайной ложки жира. 
  • Верхушка пирамиды: мед, варенье, сладости, сладкие прохладительные и соковые напитки.
  • Верхушка пирамиды показывает, что от сладостей не надо отказываться, но следует ограничиться 2-3 порциями в день. 1 порция – это примерно 2 чайные ложки сахара, меда, варенья, 1 печенье, несколько конфет, половина маленького мороженого (25 г или 50 мл) или 100 мл прохладительного или сокового напитка. 
свернуть

Роль рационального питания в жизни человека

Проблемы здоровья подрастающего поколения в настоящее время находятся в сфере первостепенных интересов государства. В Республике Беларусь воспитание здорового образа жизни является важнейшей составной частью идеологической и воспитательной работы с детьми.

Охрана здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение.

Согласно определению Всемирной организации здравохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Понятие «благополучие» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, психические (интеллектуальные), социальные, духовные, эмоциональные составляющие его жизни. В качестве непременного условия в критерии здоровья входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься трудовой и общественно полезной деятельностью.

Здоровье представляет реальную предпосылку для удовлетворения индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей, т. е. является социальной ценностью. Сохранение и укрепление здоровья – одна из основных задач государства, ибо у нездоровой нации нет будущего.

Однако важно отметить, что установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. В настоящее время в контексте теории и практики социально-педагогической работы огромное внимание уделяется как просветительной, так и профилактической деятельности, направленной на развитие осознанного отношения растущего человека к собственному здоровью.

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. В Республике Беларусь у 50-55% дошкольников отмечены различные отклонения в состоянии здоровья, а у более 80% дошкольников, наблюдаются хронические заболевания (вегетативно-сосудистая дистония, близорукость, нарушения эндокринных функций из-за недостатка йода, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания желудочно – кишечного тракта и др.).

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющей нормальное развитие и хорошее здоровье ребенка. Важнейшим условием рационального питания является правильное сочетание всех пищевых веществ в суточном рационе ребенка. Следует отметить нерациональность питания детей и подростков: употребление белков составляет лишь половину необходимого количества, а витаминов и минеральных веществ – еще меньше. В связи с преобладанием углеводного питания у 12-14% до школьников наблюдается дефицит массы тела.

Факторы сложившегося неблагополучия различны: генетические, экологические, социально-экономические, педагогические и др., а это значит, насущной необходимостью является убедительная мотивация и качественная пропагандистская работа, направленная на осмысление населением понятия «здоровье», как первоочередной основополагающей жизненной ценности, и формирование поведения, способствующего его сохранению и укреплению.

Данная проблема является предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и в области психологии, педагогики, других социальных наук.

Между тем, к сожалению, все еще отмечается разобщенность и непонимание собственных задач в рамках общей для них проблемы среди врачей и педагогов, которые все еще пока не готовы к совместным действиям, к выработке интегративного знания в области здорового образа жизни. Сегодня все большее число специалистов говорят о необходимости возрождения отечественной культуры здоровья как части общечеловеческой культуры.

свернуть