Оздоровление

Оздоровление  –  это  комплекс  мероприятий,  направленных  на повышение  устойчивости  к  физическим,  биологическим,  психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья. Комплекс  мероприятий  по  оздоровлению  включает  следующие  подразделы: 

  • медицинское сопровождение процесса  оздоровления;
  • здоровьесберегающая организация образовательного  и  воспитательного  процессов; 
  • рациональная организация питания  и  питьевого  режима;
  • физкультурно-оздоровительные и закаливающие  мероприятия;
  • использование природно-рекреационных ресурсов  территории;
  • создание здоровьесберегающей предметной среды.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое.

Важную роль в здоровье человека играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста""

Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать, именно начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:

Это, во-первых: соблюдение режима дня. В дошкольном учреждении режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда, нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.

Во – вторых: это культурно - гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.

Мойся мыло!

Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

О микробах:

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живёт.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой-ка, у тебя горячий лоб.

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.

В - третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

В - четвёртых: культура питания. Обыгрывание ситуаций "В гости к Мишутке" и "Вини - Пух в гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!". Рассказать детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны.

ПОМНИТЕ!!!

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

  1. Рациональное  питание.
  2. Регулярные физические нагрузки.
  3. Личная  гигиена.
  4. Закаливание организма.
  5. Отказ от вредных привычек.

ПОМНИТЕ!!!

О здоровье детей должны заботиться родители.

Приучайте ребенка к физическим нагрузкам с самого детства. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышаю деятельность лейкоцитов. Недостаток движений  (гиподинамия)  вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, к снижению работоспособности организма. Полезными будут и процедуры закаливания.

Лучший способ привить ребенку здоровый образ жизни – пример родителей.

Здоровая и счастливая семья обязательно воспитает таких же детей.

 

Источники:

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnika-3874738.html

 

 

 

 

свернуть

Плоскостопие у детей

Плоскостопие у детей – серьёзная проблема, к решению которой необходимо подходить комплексно. Она особенно актуальна в дошкольном возрасте. У детей 3-5 лет чаще всего развивается физиологическое плоскостопие, при котором в районе медиального края стопы формируется жировая прослойка, создающая эффект неровности стопы. Такое плоскостопие называется статическим. Если плоскостопие у маленького ребёнка уже сформировалось, врачи рекомендуют подходить к его лечению комплексно. В частности, необходимо регулярно выполнять гимнастические упражнения и делать ребёнку массаж. Если у малыша развивается физиологическое плоскостопие в первый год жизни, то единственное, что можно сделать – это выполнять регулярные пассивные упражнения, делать лёгкий массаж. Упражнения при плоскостопии у детей в возрасте 2-х лет и старше уже состоят из игровых упражнений с элементами физиотерапии. Малышу наверняка понравится катать ножками шарики, удерживать их стопами, поднимать ногами вверх и т.п.

Гимнастика при плоскостопии у детей

Гимнастика при плоскостопии у детей включает в себя регулярные прогулки по неровным поверхностям босиком. В летний период ребёнок, страдающий плоскостопием, может ежедневно ходить босиком по асфальту или траве. В зимний период врачи рекомендуют использовать для коррекции плоскостопия специальные коврики с ворсистой поверхностью, по которым малыш также должен ходить босиком. На дачном участке или во дворе многоквартирного дома для ребёнка можно создать своеобразную песочницу, в которой будет присутствовать крупный песок и галька. Отличный эффект дают массажные упражнения при плоскостопии у детей в сочетании с тёплыми ванными. Ножки малыша необходимо опустить в ванночку с тёплой водой и галькой. Мелкие камешки постепенно скорректируют свод стопы, а тёплая вода расслабит связки и мышцы.

Упражнения при плоскостопии у детей

  • Ежедневно (по 3 раза в день) ребёнок, у которого развилось плоскостопие, должен выполнять следующие коррекционные упражнения (с повторениями 10-12 раз):
  • В положении сидя схватить мяч стопами, поднять вверх и удерживать ноги в таком положении на протяжении 2-3 минут;
  • Сгибание каждой стопы в подошвенном и тыльном положении. Держать согнутыми стопы нужно не менее 4-6 секунд;
  • Ребёнок должен схватить пальцами ног мелкий предмет (карандаш, ручку, маркер) и постараться поднять его вверх, не уронив при этом;
  • Пальцы ножек и ручек малыш должен согнуть в кулак и разогнуть. Повторить упражнение несколько раз;
  • Ходьба на пятках и носках;
  • Подъём на пятки и носки;
  • Импровизированная ходьба по гофрированному коврику; Ходьба по доске с ребристой поверхностью и гимнастической палке;
  • Ребёнок должен стать на наружный край стопы и походить так несколько минут;
  • Выполнение упражнения «Велосипед» с акцентом на движение стопами.

Основной гимнастикой при плоскостопии у детей является велоспорт, альпинизм, лазанье по канату и спортивным брусьям, плавание. Родители должны больше внимания уделять формированию правильной походки у маленького ребёнка. При ходьбе стопы должны располагаться параллельно друг другу. Ребёнок должен идти, опираясь на внешние края стопы.

Лечебная гимнастика при детском плоскостопии. Её особенности.

Если детский ортопед поставил вашему ребёнку диагноз «плоскостопие», то лечение необходимо начинать незамедлительно. Наряду с медицинскими средствами и массажными процедурами хороший эффект при детском плоскостопии даёт лечебная физкультура. Гимнастика при плоскостопии у детей – одно из эффективных направлений коррекционной физкультуры.

Регулярное выполнение ребёнком гимнастических упражнений позволит:

  • Эффективно тренировать все мышцы стопы;
  • Значительно улучшить кровообращение в ногах;
  • Тренировать связки стопы;
  • Устранить болевые ощущения и дискомфорт, нередко возникающие при развитии плоскостопия;
  • Активизировать выработку суставной жидкости. Эффективную коррекцию стопы помогают осуществить профилактические упражнения при плоскостопии у детей. Врачи-ортопеды рекомендуют выполнять их в положении стоя. Так, если ребёнок сидит на стуле, ему можно предложить согнуть (разогнуть) пальчики на ножках, поднимать от пола пяточки и носочки поочерёдно, делать круговые движения стопами, сильно тянуть вперёд носочки, не отрывая от пола носки с силой разводить в стороны пятки. В положении стоя ребёнок может выполнить такой комплекс упражнений:
  • Постоять на внешних краях стоп несколько минут;
  • Приседать, стараясь не отрывать пяток от пола;
  • Выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Упражнения с мячом при детском плоскостопии.

Гимнастика при плоскостопии у детей часто связана с использованием мяча, как основного элемента многих коррекционных упражнений. В положении сидя ребёнок может подтягивать ножками лежащий на полу мяч к себе или катать мячик различными способами (сидя – по кругу в разные стороны, складывать несколько разбросанных на полу мячиков в мешочек при помощи ног). При поддержке родителей малыш может стать на мяч и катать его по полу ногами.

Отмечается хороший лечебный эффект при использовании игр для коррекции детского плоскостопия. В процессе игры ребёнок должен выполнять различные задания на сгибание пальцев ног и стопы, ходить на носках и внешних краях стопы. Выполняя все вышеперечисленные рекомендации, вы сможете приостановить развитие плоскостопия у ребёнка.

свернуть

Формирование основ здорового образа жизни

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоро­вье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и эконо­мического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Здоровье  - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная, долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого здоровья.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для моло­дых людей — быть здоровыми.

По определению спе­циалистов  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонента­ми. Основой его является состояние эмоционально-когнитив­ного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособ­ность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состоя­ния человека. Оно выражается в степени адекватности пове­дения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и спо­собность эффективно трудиться.

Академик Амосов Н.М. определяет здоровье как количество резервов в организме - максимальная произво­дительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Система функциональных резервов организма состоит из подсистем:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50% зависит от  образа жизни человекана 20% — от наследственности, на 20% — от состояния окружающей среды (эколо­гии) и на 10% — от работы национальной системы здравоо­хранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека  зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

В основе любого образа, жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социаль­ные принципы; образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным волевым, самоограничительным.                           

В основу данной классификации положен принцип единст­ва индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.

Перечислим основные из них:

- рациональный режим труда и отдыха,

- искоренение вредных привычек,

- оптимальный двигатель­ный режим,

- личную гигиену,

- закаливание,

- рациональное питание.

 

Источник: https://www.bsmu.by/page/3/5719/

 

свернуть

Чистые руки - залог здоровья!

Правила прохождения периодического медицинского осмотра детьми

Медосмотр дети должны проходить раз в год — в месяц своего рождения или максимально приближенные к этой дате сроки. Это дает возможность планово организовать работу по выдаче медицинских справок, избежать массового потока детей в начале учебного года и каждому врачу уделить достаточное внимание качественного осмотру. Это дает возможность и родителям задать все интересующие вопросы о состоянии ребенка.

В справке прописывается комплексная оценка состояния здоровья ребенка: диагноз, эмоциональное состояние организма, резистентность, указывается группа для занятий по физкультуре и группа здоровья. Каждый год дети должны сдавать анализы крови и мочи, у них измеряют вес, рост, остроту зрения, артериальное давление, проверяют осанку. Если у врача-педиатра возникают вопросы, он направляет ребенка на дополнительные обследования.

Необходимо отменить, что данная медицинская справка не требует дополнительного осмотра в течение года: ни к началу учебного года, ни по требованию администрации учреждений образования. 

Углубленный осмотр включает в себя посещение узких специалистов и проводится в возрасте 3 лет перед детским садом, в 6 лет — перед школой, в 12 лет и в подростковом возрасте с 15 до 17 лет — ежегодно. У мальчиков этот период совпадает с началом призывного возраста, и осмотр проводится для военкомата. В 9−11 классах справка для поступления делается сразу после зимних каникул, а в 12 лет — летом.

Углубленный осмотр предполагает и визит девочек к гинекологу. Трехлетки посещают его перед оформлением в детсад. Если такого осмотра не было, то девочку направляют к врачу в 6 лет. Это делается для того, чтобы исключить врожденные особенности развития, оценить гигиенический уход. При осмотре должны присутствовать родители. Раньше следующий обязательный поход к гинекологу для девочек был в 12 лет, во время начала полового созревания. Теперь в этом возрасте осмотра нет. Но ежегодные осмотры начинаются с 15 лет.

Справку можно оформить и в частном медицинском центре, предоставив выписку из карточки по месту жительства.

Справки для посещения спортивных секций, клубов и кружков выдаются отдельно от справок о состоянии здоровья. И в зависимости от направления секции назначаются дополнительные методы диагностики.

Если ребенок занимается серьезно спортом, он проходит медосмотр согласно постановлению Министерства спорта. Там совершенно другой перечень исследований. Если ребенок только начинает заниматься, исследуется наличие функциональных отклонений, ЭКГ, дополнительные анализы, если врач считает это необходимым.

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РБ №1141 от 16.11.2015 «О совершенствовании  медицинского контроля за состоянием здоровья детей».

Вам необходимо обеспечить:

1.Прохождение медицинского осмотра несовершеннолетнего  ЕЖЕГОДНО  в месяц его рождения.

2.Своевременное предоставление справки в учреждение образования с указанием группы здоровья для занятия физической культурой и спортом и рекомендациями (при необходимости) с учетом состояния здоровья ребенка.

 

Источник информации:  https://news.tut.by/society/511125.html

свернуть